(423) 269-84-55
 БЕЗ ВЫХОДНЫХ!

Продолжается реставрация танка МС-1

1 Апреля 2014
Продолжается реставрация танка МС-1
Наша команда продолжает работы над действительно уникальным экспонатом коллекции — первым советским танком МС-1, также известным как Т-18. Редчайшая машина была найдена участником клуба Сергеем Поддубным еще осенью 2002 года, а подготовка к реставрации танка заняла еще не один год.
Прежде чем начать рассказ об экземпляре уникального танка, принадлежащего клубу «Техника XX века в Приморском крае», хотелось бы рассказать о первой полностью разработанной в Советском Союзе машине такого типа. В 1920 году на заводе «Красное Сормово» в Нижегородской области собрали несколько экземпляров первых советских танков, известных как «Рено-Русский» и представлявших собой полные копии французского Renault FT-17, одной из наиболее массовых машин периода Первой Мировой войны. Но этот танк оказался слишком дорогим для массового производства, и в 1926 году были в полном объеме развернуты работы над созданием отечественного варианта данной модели.
Продолжается реставрация танка МС-1
Принятый на вооружение 6 июля 1927 года (производство началось в феврале 1928) под обозначением «Малый танк сопровождения» (МС-1) или Т-18, он обладал целым рядом ключевых отличий от более ранних европейских конструкций. В частности, двигатель и коробка передач внутри бронекорпуса располагались не продольно, а поперечно, а в качестве вооружения применялась сначала спарка из двух 6,5-мм пулеметов системы Федорова, а затем 7,62-мм танковый пулемет Дегтярева в тандеме с 37-мм пушкой системы Гочкиса или ее дальнейшими усовершенствованными вариантами.
Продолжается реставрация танка МС-1
Т-18 или МС-1 стал поступать в войска и учебные подразделения Осоавиахима и контрразведки (ОГПУ) в 1928 году, а первый бой машина приняла в ноябре 1929 в ходе советско-китайского конфликта вокруг КВЖД, в целом показав себя успешно. Всего до 1931 года первый танк отечественной разработки был выпущен в 959 экземплярах, но сохранилось таких бронированных машин не более десятка, и то в весьма далеком от оригинального виде.
Продолжается реставрация танка МС-1
Дело в том, что к 1938 году МС-1 был снят с вооружения, а потому все оставшиеся в частях танки этого типа стали отправлять в металлолом, или же передавать в распоряжение укрепленных районов (УР). Там Т-18 либо перевооружались 45-мм орудиями и после демонтажа ходовой части и двигателя путем закапывания по башню в землю превращались в бронированные огневые точки (БОТ), либо сохранялась возможность самостоятельного передвижения в качестве передвижных огневых точек (ПОТ), но последние случаи были единичными. Известно, что на западных УР пригодных для восстановления машин этого типа сегодня уже не найти, а вот на Дальнем Востоке (в районе озера Хасан) бронированные огневые точки с бронекорпусами МС-1 оставались на вооружении до начала 1950-х годов, и только тогда были заброшены.
Продолжается реставрация танка МС-1
Этот факт давал приморским энтузиастам своего дела надежду на спасение Т-18 многие годы. Есть мечта поставить на ход и восстановить максимально приближенным к оригиналу первый полностью советский танк и у одного из участников нашего клуба. Осенью 2002 года Сергей Поддубный обнаружил место расположения одной из бронированных огневых точек, вернее, того, что от нее осталось. Как выяснилось, в 1950-х годах во время «потепления» отношений между Советским Союзом и Китаем, остававшимся на позициях БОТ тягачами просто отрывали башни вместе с подбашенными листами, окончательно выводя огневые точки из строя.
Продолжается реставрация танка МС-1
При непосредственном участии майора Игоря Мальцева и тогдашнего начальника Бронетанкового ремонтного завода №206 (г. Уссурийск) полковника Анатолия Борисовича Иванова в апреле 2003 года нижняя часть бронекорпуса Т-18 была выкопана из земли и перевезена на закрытую территорию. Сергей начал долгий поиск подробной технической информации о танке, а после образования нашего клуба началась собственно реставрация уникальной машины. Вскоре совершенно случайно в охраняемой пограничниками зоне были обнаружены части оригинальной башни танка, которая также оказалась пригодной для восстановления. Эта башня обладает бронемаской заводского изготовления под установку спарки из пулеметов Дегтярева.
Продолжается реставрация танка МС-1
На сегодняшний день уже восстановлено днище танка. В него врезано прежде утраченное основание лючка выброса стрелянных гильз и удаления воды из корпуса, вварен на место вырезанный для установки в УР сектор днища в подмоторном люке, продолжаются работы над ходовой частью машины.
Продолжается реставрация танка МС-1
Опорные и поддерживающие катки Т-18 воссозданы по заводским чертежам и обрезинены, а затем собраны в каретки. Восстановлен облик оригинальных траков танка и подготовлена мастер-модель, по которой в соответствии с оригиналом будут отлиты сами траки, а также изготовлены бензобаки оригинальной формы.
Продолжается реставрация танка МС-1
В настоящее время МС-1 обрастает недостающей броней, и уже вскоре бронекорпус примет свой законченный вид. А самое главное, решением совета Клуба первый советский танк будет поставлен на ход, для чего уже подобран так называемый «донор» агрегатов — экскаватор Komatsu с 27-сильным двигателем, от которого также планируется внедрить бортовые гидромоторы.
Продолжается реставрация танка МС-1
Ожидается, что уникальная боевая машина будет воссоздана уже к 9 мая 2015 года и примет участие в региональном параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Продолжается реставрация танка МС-1
Продолжается реставрация танка МС-1
Продолжается реставрация танка МС-1
Продолжается реставрация танка МС-1
Продолжается реставрация танка МС-1

Возврат к списку